Телефоны для связи:
(06446) 4-40-85
(06446) 4-40-85
ЦВР «Синяя птица» » Психолого-педагогическая служба

Психолого-педагогическая служба

        Психолог  ГУДО ЛНР "ЦВР" – Янкова Евгения Анатольевна, образование – высшее, специалист, специальность «Психология»

Профессиональное кредо:

«Делайте то, во что верите, и верьте в то, что делаете. 

Все остальное – пустая трата энергии и времени»

Нисаргадатта Махарадж

 

         Специфика работы психолога учреждения дополнительного образования отличается от работы школьного психолога. Формально сфера деятельности психолога в УДО та же. Но если в школу ребенок ходить обязан, его никто не спрашивает, хорошо ли ему там, нравится ли, то посещение тех или иных занятий в УДО добровольно. Ребенок свободен в выборе кружка или секции. Дети приходят на занятия часто по социальным мотивам – им просто хорошо с ребятами в секции, нравится отношение педагога. Для многих детей важны их достижения. Понятно, что для ребенка, не слишком уютно чувствующего себя в школе, такая отдушина является поддерживающей и терапевтической. Психолог УДО может подсказать педагогу, как лучше найти подход к такому ребенку, т.е., следуя идее Э. Эриксона, помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности данного ребенка. Это сделать проще, чем в школе, так как педагог УДО не обязан ставить отметки, он обладает бoльшими возможностями корректировки плана, программы занятий. Есть возможность фиксировать личные достижения каждого ребенка, исходя из его потенциала, не сравнивая с жесткими нормативными показателями.

        Цель работы психолога часто формулируется как полноценное раскрытие личности детей, организация благоприятных условий для выявления их способностей в различных сферах, оказание поддержки, создание среды, способствующей как отдыху, так и продуктивной деятельности ребенка.

        Также, стоит уделить внимание и работе психолога с педагогами. В данном случае переоценить невозможно. Тут и общая просветительская работа, чтение лекций по вопросам возрастной и педагогической психологии, психологии личности, и разбор отдельных случаев, и разработка стратегии работы с ребенком, в случае необходимости вовлечение в сотрудничество семьи.

       В общении с родителями психолог УДО имеет некоторые преимущества перед школьным психологом: родители меньше боятся сказать что-то во вред ребенку, поэтому проще достичь откровенности. В моей практике были случаи, когда обращались за консультацией по поводу школьной неуспеваемости, конфликтов с классным руководителем при наличии психолога в школе, которую посещает ребенок. Также встречаются самостоятельные обращения подростков по вопросам профессионального самоопределения и с личностным запросом.

       Еще одна существенная особенность работы психолога УДО – возможность рекомендовать ребенку посещение определенного кружка или секции в психотерапевтических целях, т.е. не просто посоветовать подростку занятия в танцевальном кружке, а назвать конкретное место, куда он мог бы обратиться. При этом есть возможность наблюдать за развитием ребенка, отслеживать динамику, давать соответствующие рекомендации педагогу, родителям.

        Важнейшее место в деятельности психолога занимает профилактическая работа, и психолог в УДО не является исключением. Сейчас много говорят о росте наркомании, числа девиантных подростков, детей группы риска, чему способствуют установки, транслируемые с экранов телевизоров, современными журналами и пр. Молодой человек, личность которого только формируется и рефлексия которого развита недостаточно, не готов этому противостоять. Тренинги, проводимые психологами в УДО, творческие объединения социально-педагогической направленности являются той самой «прививкой».

        То есть специфика работы психолога в УДО заключается в тех возможностях, которые дает соединение профессионального инструментария с воспитательными и образовательными средствами УДО.

 

Основные направления работы психолога дополнительного образования:

 

  1. Психодиагностическая работа воспитанников:

- диагностика адаптации воспитанников;

- диагностика уровня интеллектуального развития;

- диагностика профессиональной направленности;

- диагностика готовности к обучению в школе;

- диагностика компонентов личностной сферы;

- диагностика уровня способностей одаренности;

- индивидуальная диагностика.

 

  1. Консультативная работа:

- консультирование родителей по вопросам психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации;

- индивидуальные консультации всех участников учебно-воспитательного процесса;

- консультации учащихся по вопросам самопознания и самовоспитания;

- индивидуальные и групповые профконсультации;

- консультации родителей  и воспитанников по вопросам определения уровня способностей и одаренности;

- консультации учащихся и родителей переживших, военную агрессию.

     

  1. Коррекционно-восстановительная и развивающая работа (тренинги, занятия, деловые игры и др.).
  2. Психологическое просвещение:

- выступления на родительских собраниях;

- занятия по формированию здорового образа жизни;

- занятие по профилактике профессиональных деформация;

- работа по повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

Партнеры